Свободные (нерегулярные) массивы конструктивных элементов деталей и компонентов сборок в Autodesk Inventor
Представить себе проектирование в 3D без возможности работать с массивами в наше время уже просто невозможно. Это потребовало бы немыслимое количество рутинной ручной работы и неоправданные траты вычислительных ресурсов. Это в равной степени относится к размножению как конструктивных элементов деталей, так и компонентов на уровне сборки.
С регулярными массивами (двухмерными, трехмерными, цилиндрическими или с их комбинацией) в Autodesk Inventor у большинства пользователей никаких затруднений не возникает. А вот работа с нерегулярными (свободными) массивами, как показывает практика Учебного центра компании «ПОИНТ», часто требует пояснений. В данном видеоролике будет рассмотрен алгоритм создания абсолютно свободного массива конструктивных элементов детали, и затем создание массива компонентов, ассоциативного данному массиву.
Мы сейчас поработаем с моделью, созданной начинающими студентами нашего Учебного центра (сотрудниками ОАО «Тверской Вагоностроительный Завод») – вагоном узкоколейной железной дороги. Добавим неформализованный свободный массив крепежных отверстий на площадку перед тамбурной дверью вагона, и затем расставим по этим отверстиям заклепки. Первое отверстие на площадке уже создано, а весь последующий процесс будет рассмотрен пошагово:
- Деталь площадки открывается в отдельном окне.
- Создается двухмерный эскиз, содержащий точки будущего расположения отверстий. В данном примере точки были вручную хаотично разбросаны автором по площадке и затем зафиксированы эскизной зависимостью «замок». Безусловно, эти точки могут быть расположены и любым другим, удобным пользователю методом – параметризованы размерами, эскизными зависимостями, или даже импортированы из таблицы координат Excel.
- В рамках того же эскиза создается Траектория размножения, представляющая собой ломаную линию из равных отрезков (не забудьте наложить на них зависимость равенства!). Траектория начинается у первого (уже имеющегося отверстия), далее она проходит каждой нечетной вершиной через все точки будущих отверстий, а каждая четная вершина Траектории располагается произвольно где-то между будущими соседними отверстиями.
- На первый отрезок Траектории устанавливается размер. Значение данного размера не критично, он нужен только для того, чтобы в будущем сослаться на него при создании массива отверстий. Эскиз на этом закончен.
- Создается одномерный массив отверстий. В качестве направления размножения выбирается созданная ранее Траектория. В качестве расстояния между элементами указывается ссылка на ранее созданный в эскизе размер, умноженный на два. Количество элементов в массиве выбирается в соответствии с ранее созданным в эскизе количеством точек. Деталь со свободным массивом отверстий на этом завершена.
- Работа снова переносится в среду сборки. В подузел площадки вносится деталь первой заклепки – она закрепляется сборочной зависимостью в первом отверстии массива, созданного нами в детали площадки.
- Вызывается команда создания массива компонентов. В качестве типа массива выбирается «Ассоциативность» (т.е. первая вкладка диалогового окна). В качестве размножаемого компонента выбирается деталь заклепки, а в качестве опорного ассоциативного массива указывается любое из отверстий ранее созданного массива.
- Построение завершено.
Важно отметить, что полученные таким образом массивы компонентов сборки сохраняют полную ассоциативность с массивом конструктивных элементов детали. То есть, управляя положением точек в эскизе Траектории, мы одновременно управляем и расположением отверстий, и расположением установленных в них заклепок. Предлагаем вам в качестве упражнения убедиться в этом самостоятельно, на произвольной модели Autodesk Inventor.