Применение Generative Design для оптимизации конструкции кронштейна авиадвигателя
Разговоры о порождающем проектировании идут уже давно. Мы видим все новые и новые примеры реального воплощения этой технологии в новостных лентах, научных статьях и социальных сетях. Оно тесно связано с аддитивными технологиями 3D-печати. Сегодня ими уже никого не удивить, но, на- пример, пять лет назад мало кто мог представить, что напечатанные детали можно использовать в автомобильной промышленности и самолетостроении. Тем не менее, такие примеры уже есть, и их эксклюзивность превращается в нечто привычное. General Motors анонсирует использование напеча- танных деталей в своих автомобилях, Airbus оснащает самолеты легкими перегородками с биони- ческими внутренностями, и даже компания Black&Decker ведет работу над созданием нового облегченного инструмента (рис. 1).
При возрастающей популярности аддитивных технологий логично, что программное обеспечение, позволяющее использовать порождающее проектирование становится доступным рядовому кон- структору, работающему с Fusion 360 или Netfabb. И если рассматривать Fusion 360, выходит, что высокотехнологичный инструмент для порождающего проектирования вы получаете по цене, срав- нимой с годовой страховкой среднего автомобиля. А если принять во внимание все остальные возможности этого облачного продукта, получается почти даром.
В этой статье мы разберем простой пример разработки конструкции кронштейна авиационного двигателя с помощью приложения Generative Design (GD), недавно анонсированного Autodesk в качестве нового функционала Fusion 360 (рис. 2). Важно отметить, что «волшебная» кнопка GD доступна только счастливым обладателям подписки Fusion 360 Ultimate.

При нажатии на нее вы скачиваете приложение GD, в котором и будут выполняться все манипуляции. Во Fusion же можно просмотреть готовый результат и, при желании, доработать полученную модель.
Последовательность действий напоминает алгоритм использования Генератора форм в Inventor или Shape optimization во Fusion 360. Основное отличие заключается в том, что система сама выращивает форму детали в зависимости от поставленных задачи введенных параметров. Необязательно исполь- зовать какой-то прототип для его дальнейшей доработки, как это происходит при топологической оптимизации, например, в Inventor.
Прежде всего, необходимо проанализировать конструкцию, задать цель, условия и нагрузки. В данном случае целью будет минимизация веса детали при сохранении ее прочности. Предположим, что кронштейн лежит на бесконечно жесткой пластине, при этом штифт и болты также будут бесконечно жесткими. Осталось определиться с нагрузками, возможными материалами, минимальной толщиной модели и коэффициентом прочности, после чего можно приступать к работе в приложении (рис. 3).



Следующий шаг — наложение ограничений (рис. 5). В качестве зафиксированной геометрии выбираем цилиндрические поверхности под болты. Доступен еще один тип ограничений — без трения. Затем на геометрию можно наложить нагрузки, такие как давление, сила и момент.
В нашем случае мы задаем несколько сил, выбирая одновременно два кольца и указывая значение и направления по разным осям. Клонируем полученный вариант несколько раз и затем меняем направления и значения нагрузок. В последнем варианте задаем направления нагрузки в противоположные стороны, имитируя момент.
Теперь необходимо выбрать цель дизайна (рис. 6а). Как уже было сказано ранее, мы хотим минимизировать вес детали при заданном коэффициенте прочности. При желании основной целью можно выбрать максимальную жесткость, в этом случае необходимо добавить желаемый вес модели.
Затем определим тип производства детали (рис. 6б). Тут в качестве метода будет логично выбрать аддитивное производство. В этом случае потребуется указать параметры трехмерной печати: минимальную толщину и угол нависания. Перед генерацией вариантов необходимо выбрать мате- риалы из предоставленной разработчиком библиотеки. Конечно же, есть возможность дополнить ее пользовательскими материалами. Теперь все готово для того, чтобы нажать заветную кнопку Generate!
Рис.6а Рис.6б
В процессе генерации вы можете наблюдать, как изменяется форма деталей, приходя в соответствие с заданными условиями (рис. 7). По завершении процесса вы можете отсортировать детали по разным критериям, например, массе, или отсеять те, которые не соответствуют вашим требованиям, а также просмотреть процесс трансформации каждой конфигурации в ходе расчета. Отображение результатов регулируется настройками: в виде списка, диаграммы, таблицы с подробными характеристиками и т.д.
При желании можно подробно рассмотреть варианты в отдельном графическом окне, увидеть, как распределена нагрузка, а также сравнить несколько полученных моделей. И наконец, финальный шаг — экспорт выбранной модели в формат SAT или STEP (рис. 8).
Важно отметить, что процесс экспорта, как и генерации, затрачивает ваши индивидуальные «облачные кредиты» (cloud credits), которые рано или поздно заканчиваются. В дальнейшем потребуется допол- нительное приобретение, поскольку стартовое количество равно всего 100 единицам.
Надеемся, эта статья смогла показать принципы, порядок и простоту работы с функциональностью порождающего проектирования Autodesk Generative Design в решениях Fusion 360 и Netfabb.