«ПОИНТ» — официальный дистрибьютор Autodesk в России

НПО «СПАРК»: применение инновационных технологий Autodesk

Открытое акционерное общество «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» (ОАО «СПАРК»), входящее в состав холдинга «СПАРК», является ведущим предприятием России по капитальному ремонту и модернизации вертолетов Ми-8/Ми-17, Ка-32 и их модификаций. Предприятие ведет свою историю с 1931 года, когда бурное развитие авиатехники привело к необходимости организации ее централизованного ремонта. Оно предоставляет заказчикам полный спектр услуг: эксплуатационный сервис и капитальный ремонт, работы по модернизации вертолетов, производство контрольно-проверочного оборудования для технического обслуживания и ремонта, подготовку летного и инженерно-технического персонала, разработку электронной технологической документации. В 2007 году из состава ОАО «СПАРК» был выделен отдел новой техники и на его базе было образовано ЗАО «Научно-Производственное Объединение «СПАРК» (НПО «СПАРК»), которое занимается созданием электронной документации по обслуживанию техники и обучению. В качестве основного программного обеспечения предприятие использует семейство продуктов Autodesk Inventor. Об опыте работы специалистов предприятия с данной системой рассказывает генеральный директор НПО «СПАРК» П. Н. Рыбкин.

Вопрос о выборе САПР встал в ОАО «СПАРК» четыре года назад, когда предприятие особенно остро ощутило усиление конкуренции в своем сегменте рынка и у нас возникла необходимость сокращения сроков проектирования и производства, а также потребность в наглядном представлении проектов заказчику. Мы внимательно изучили различных поставщиков программного обеспечения, приняли участие в большом количестве семинаров и остановили свой выбор на системе трехмерного моделирования объектов большой сложности Autodesk Inventor. Факторы, определившие данный выбор, — качество и доступность пакета, высокий уровень технического сопровождения продукта.

Освоение Inventor мы проводили самостоятельно и без особых усилий. Собственно, нам было достаточно встроенной системы помощи, довольно насыщенной видео-уроками и интерактивными упражнениями. Кроме того, мы могли в любое время получить техническую консультацию от поставщика программного обеспечения — санкт-петербургской компании «СиСофт-Бюро ЕСГ».

«Примерно через три года работы общее число компонентов модели вертолета достигло 60 тысяч. Манипулирование со сборкой такого размера требовало все больше оперативной памяти компьютера. После обновления версии пакета Autodesc Inventor и модернизации аппаратного парка на открытие сборки в 70 тысяч компонентов нам требовалось уже 3-4 минуты».
П.Н. Рыбкин, генеральный директор НПО «СПАРК»

Перед специалистами предприятия стояла задача построить полностью детализированую 3D-модель вертолета в Autodesk Inventor, со всеми его узлами, системами и агрегатами. В качестве исходного материала для построения модели мы использовали чертежи узлов и деталей, в некоторых случаях строили модель по реальным замерам с деталей. Все элементы строились до мельчайших подробностей.

Единственное, чего нам не нужно было делать, это оформлять рабочие чертежи, наносить знаки отклонений, шероховатости и др. Примерно через три года работы общее число компонентов модели вертолета достигло 60 тысяч. Мы столкнулись с проблемой создания больших сборок в Autodesk Inventor 2009.

Возник вопрос, а возможно ли построить полную сборку вертолета в принципе? Да, мы могли наполнять нашу сборку все большим и большим числом деталей, но происходило это все медленнее. Манипулирование со сборкой такого размера требовало все больше оперативной памяти компьютера. Но начатый проект надо было продолжать, что было делать в этой ситуации?

К этому времени компания Autodesk выпустила 64-разрядную версию Inventor. Так как у предприятия была своевременно оформлена подписка (Subscription), мы сразу получили новую версию, которая как раз позволяла решить возникшую задачу. После обновления версии пакета и модернизации аппаратного парка на открытие сборки НПО «СПАРК»: применение инновационных технологий Autodesk в 70 тысяч компонентов нам требовалось уже 3-4 минуты. Более того, специалисты НПО «СПАРК» полагают, что с помощью Inventor они смогут создавать сборки и с 80-ю, и с более тысячами компонентов. Теперь мы можем показать любой узел вертолета в 3D во всех его подробностях — это необходимо нам как в технологических процессах ремонта вертолетов, так и при обучении персонала, создании учебных программ и выпуске технологической документации.

В настоящее время компания Autodesk разрабатывает новый пакет для создания интерактивных руководств на базе моделей, сделанных в Inventor и других системах. Наше предприятие имеет договоренность с Autodesk о совместной работе над этой новой программой, благодаря чему мы имеем возможность внести свои дополнения и пожелания по функционалу пакета уже на стадии его разработки, в чем мы видим дополнительное преимущество работы с данным решением, позволяющее нам полнее учитывать требования своих заказчиков.

«Теперь мы можем показать любой узел вертолета в 3D во всех его подробностях — это необходимо нам как в технологических процессах ремонта вертолетов, так и при обучении персонала, создании учебных программ и выпуске технологической документации».

Кроме того, ОАО «СПАРК» имеет опыт по переоборудованию вертолетов Ми-8 и всех его модификаций в пассажирский и VIP-варианты. Разработка дизайна интерьеров для этих целей может производиться также с помощью инструментов компании Autodesk.

В конце 2009 года отмечает свой 10-летний юбилей учебный центр «СПАРК». За время его существования в нем прошли подготовку на различных курсах более 12 000 авиаспециалистов из 60 авиакомпаний России и 35 стран мира, была проделана большая организационная и методическая работа: разработан первый в мире тренажер вертолета МИ-8МТВ, компьютерные обучающие программы, созданные специалистами НПО «СПАРК» признаны лучшими в России.

П.Н. Рыбкин, генеральный директор НПО «СПАРК»

REMMAG, 01/2010