Новое лицо автомобилей Lada — c Autodesk

ОАО «АВТОВАЗ» Автомобильная промышленность

Внедрение непрерывного цикла цифрового стилевого моделирования на единой платформе

Единое ПО для непрерывного процесса

Присоединение ОАО «АВТОВАЗ» к альянсу Renault-Nissan потребовало освоения принятых в альянсе стандартов и процессов. «У Renault-Nissan более богатый опыт в проектировании автомобилей, и Дирекция по дизайну LADA Design начала плотно сотрудничать с коллегами из Renault, — рассказывает Татьяна Синцова, начальник отдела автоматизированного моделирования и информационных технологий Дирекции по дизайну ОАО «АВТОВАЗ». — Это логично, поскольку любой автомобиль начинается с эскиза. Нашим первым директором по дизайну стал Энтони Грейд, бывший вице-президент по дизайну интерьера Renault. Под его руководством в 2009 году началось изменение дизайн-процесса и внедрение новых инструментов дизайн-проектирования — ПО Autodesk».

«Мы уделяли много внимания обучению персонала, — говорит Татьяна Синцова. — К нам приезжали преподаватели учебных центров, имеющих лицензии Autodesk, мы направляли своих специалистов в европейский учебный центр в Мюнхене, наши специалисты проходили обучение на Renault Design в техно-центре под Парижем. Мы плотно сотрудничали с специалистами Renault Design и, по сути, одновременно учились и работали с новым ПО. Специалисты Renault Design в декабре этого года завершают свою работу на Lada Design, но мы планируем дальнейшую совместную деятельность в области обмена опытом. В 2011 году директором по дизайну был назначен Стив Маттин, работавший до этого директором по дизайну Volvo. Энтони Грейд продолжает курировать дизайн-центр АВТОВАЗа».

«Эффективный дизайн-процесс должен быть глобальным, непрерывным и охватывать весь жизненный цикл автомобиля, начиная с компоновочных данных, с первого эскиза. Необходимо также, чтобы этот процесс был един для всех участников: одинаковое ПО, одинаковые компьютеры, одинаковая организация данных. Это касается не только Москвы и Тольятти, речь обо всем альянсе: когда дизайнеры Renault или Nissan приезжают к нам, они должны чувствовать себя в привычной программно-информационной среде, как дома. Все это стало возможным, в том числе, благодаря внедрению ПО Autodesk».
Татьяна Синцова, начальник отдела автоматизированного моделирования и информационных технологий Дирекции по дизайну ОАО «АВТОВАЗ»
Трехмерное моделирование кузова автомобиля в Autodesc Alias Surface
Трехмерное моделирование кузова автомобиля в Autodesk Alias Surface
Фотореалистическая визуализация интерьера

Этапы рождения автомобиля

Дизайн-процесс в автомобилестроении делится на три этапа: двухмерное эскизирование, стилевое 3D-моделирование и изготовление физических прототипов.

На первых стадиях разработки создается множество предложений в виде 2D-эскизов для обсуждения направления развития проекта. «Более 10 лет назад дизайнеры эскизы рисовали вручную на бумаге, — говорит Татьяна Синцова, — потом перешли на программное обеспечение Photoshop. Сейчас для создания эскизов добавили Autodesk Alias Design — это ПО позволяет уже на первом этапе учитывать цифровые данные от инженеров-конструкторов, использовать при необходимости математические модели предыдущих проектов. Автомобиль уже на стадии эскиза отвечает техническим условиям, требованиям безопасности». Кроме того, Alias Design позволяет разрабатывать двухмерный эскиз с учетом информации 3-D модели, эскизы поверх трехмерных данных. Это помогает обеспечить реальные пропорции автомобиля на эскизе, благодаря использованию инженерных данных.

«Практически все рекламные материалы, демонстрирующие экстерьер и интерьер автомобиля, — продукты 3D-визуализации».

Отобранные эскизы используются для создания 3D-моделей. Этап разработки 3-D модели ведется совместно дизайнером и стилевым моделлером в ПО Autodesk Alias Surface, от их совместной работы зависит качество дизайн-проекта. «Стилевой 3D-моделлер — не просто и не только инженер, — объясняет Татьяна Синцова. — Это инженер, обладающий отличным эстетическим чутьем, видящий красивые линии и красивые поверхности, умеющий видеть деталь в будущем». Цифровые данные, разработанные на 2D-этапе в Alias Design, здесь приобретают трехмерные очертания в Alias Surface, от контурных линий до рендера фотореалистического качества. «Уровень детализации зависит от этапа разработки, — продолжает Татьяна Синцова. — Пока предложений много, проработка не очень точная, основная задача — показать идею, показать разные решения, привлекательность модели. Принимаются решения по выбору вариантов при рассмотрении математических моделей на большом экране в масштабе 1:1. Когда количество вариантов сокращается, требования к качеству модели и детализация разрабатываемых моделей увеличиваются».

В течении всего дизайн-процесса происходит активный обмен данными с инженерными службами, при обмене данными файлы Alias Surface сохраняем в формате Catia V5.

Этот же формат данных используем для передачи данных для макетирования, изготовления физических макетов. Когда измененный физический макет изготовлен мы используем 3Dсканер для его оцифровки и передаем результаты замеров в ПО Alias Surface для продолжения работы над цифровой моделью. При работе с одной выбранной моделью особое внимание уделяется не только внешнему виду автомобиля, но и технологичности дизайна, соответствия техническим условиям, требованиям эргономики, аэродинамики.

«Мы достигли того уровня, когда выступаем равноправными партнерами с зарубежными коллегами».

Чрезвычайно важной и сложной частью моделирования является дизайн интерьера. «Дизайнеры, особенно молодые, очень любят рисовать кузова, потому что они на виду, — рассказывает Татьяна Синцова. — Но покупатель машины больше видит ее изнутри. Работа над интерьером намного сложнее и дает возможность использовать множество интересных решений». Дизайн интерьера должен учитывать инженерные, эргономические, компоновочные и маркетинговые требования; эта работа требует больше ресурсов в дизайн-процессе, чем проектирование кузова. 3-D моделирование интерьера автомобиля тоже выполняется в ПО Alias Surface.

«Недостаточно разработать хороший автомобиль, надо его еще и продать, эффектно показать все его достоинства и преимущества», — говорит Татьяна Синцова. Это накладывает особые требования к средствам визуализации. Цифровые модели, созданные в Alias Surface, используются для создания качественной визуализации, как статичной, так и анимационной. На этом этапе в настоящее время мы работаем в Autodesk Vred Design. Этот продукт в Autodesk пришел на смену Showcase. Практически все рекламные материалы, демонстрирующие экстерьер и интерьер автомобиля, — продукты 3D-визуализации. «Этот новый для нас инструмент важен не только для принятия решения по выбору стиля автомобиля, но и в маркетинге, — рассказывает Татьяна Синцова. — Картинка должна быть максимально реалистичная, понятная, надо иметь возможность рассмотреть все детали и нюансы модели. Только так можно гарантировать реалистичное восприятие виртуального интерьера и экстерьера автомобиля».

Результат

Autodesk предоставляет комплекс программных решений — от разработки идей стиля до готовой цифровой модели, включая инструменты для принятия решений и маркетинга. Внедрение ПО Autodesk квалифицированным обученным персоналом в соответствии с дизайн-процессом позволило получить следующие результаты:

  • повысилась вариативность представляемых эскизов и 3-D моделей;
  • сократились сроки разработки стилевой математической модели;
  • увеличилось количество проектов, разрабатываемых одновременно без увеличения численности;
  • стал развиваться новый инструмент – качественная визуализация для принятия решения по стилю автомобиля.

Положительные результаты использования ПО специалист связывает с тем, что ПО Autodesk разработано специально для решения именно тех задач, которые стоят перед дизайнерами, связывая в непрерывный процесс этапы цифрового проектирования стиля автомобиля. «Раньше мы делали эскизы на бумаге или в графическом редакторе, а 3-D модели готовили в инженерно-конструкторском ПО, — отмечает Татьяна Синцова. — Недостаточная согласованность цифровых данных между этапами дизайн-процесса вела к потере информации, при эскизировании было сложнее учитывать конструкторские данные и геометрические ограничения, что впоследствии вело к доработкам, большим срокам проектирования. Сейчас использование единой программной среды, исключение возможности искажения или утери данных, предоставление качественной информации для принятия решений по проектам позволяют эффективно вести разработку дизайн-проектов автомобилей, успешно конкурирующих на рынке».

«Благодаря возможности импорта инженерных данных в Alias, автомобиль уже на эскизе отвечает техническим требованиям».

Последние модели бренда Lada, в том числе семейства Vesta и XRAY, а также все концепты начиная с 2012 года разработаны с помощью ПО Autodesk. «Новое лицо «АВТОВАЗа» создано с помощью использования программных продуктов Autodesk», – говорит эксперт.

Сейчас большинство специалистов дизайн-центра «АВТОВАЗ» освоили ПО Autodesk. «Если в начале нас обучали и консультировали сотрудники Renault Design, то теперь мы стали полноценными партнерами, — подчеркивает Татьяна Синцова. Мы достигли того уровня, когда выступаем равноправными партнерами с зарубежными коллегами».

О компании

Уникальное предприятие, крупнейший производитель альянса Renault-Nissan в России и один из крупнейших автозаводов в мире. ОАО «АВТОВАЗ» единственный из 46 заводов альянса, который выпускает по полному циклу автомобили LADA, Renault, Nissan и Datsun. Осенью 2015 года «АВТОВАЗ» начал производство LADA Vesta и LADA XRAY, которые обеспечат полное обновление бренда LADA и новые перспективы его развития.